Kriegsmarine Вторник, 14.05.2024, 01:24
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Matrose | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История флота Германии [22]
Статьи посвещенные истории флота, и описанию отдельных караблей.
Navy Field [7]
Материалы по игре Navy Field, Тактика, стратегия, описания.

Наш опрос
Я играю в Navy Field и пью -
1. Пиво
2. Чай
3. Не пью совсем
4. Газировку
5. Сок
6. Более крепкие напитки
Всего ответов: 232

Главная » Статьи » История флота Германии

Легкий крейсер "Nurnberg"
  
 
«Nurnberg» - легкий крейсер, заложен 04.11.1933  на верфи Дойче Верке, Киль, спущен на воду 08.12.1934, вступил в стой 02.11.1935. В 1946г передан СССР 1946г, переименован в "Адмирал Макаров". Исключён из состава флота в 1959г. Окончательно разобран в 1967-68 гг.

 

Тактико-тенические характеристики:

1. Размеры

  • Водоимещение 7150 т. (полное 9040 т.)
  • Длинна 181,3 м.
  • Ширина 16,4 м.
  • Осадка нос/корма 4,75/5,79 м.

2. Двигатели

  • Тип  КТУ (6 котлов), дизели (4 х М7 30/44 "МАН")
  • Мощность 60000 + 12600 л.с.

 

3. Скорость, дальность плавания, автономность:

  • Скорость - Максимальная – 32узл, под дизелями - 16,5узл
  • Дальность плавания – 3280 миль (15 уз.), 2260 миль (21 уз.), 1700 миль (27 уз.), 922 миль (30 уз.)

 

4. Вооружение:

  • Артиллерийское - !50 мм-3х3, 88мм-6, 37мм-8, 20мм-4
  • Торпедное – 4 х 3
  • Мины 120

 

5. Авиация :

  • 1 Катапульта, 2 самолета типа "He-60", позднее "Арадо" "Аг-196"

 

6. Бронирование:

  • Борт 18-50мм
  • Палуба 20-25мм
  • Рубка 60 мм

 

"Nurnberg" ("крейсер F", или "Ersatz Nymphe") в целом повторял "Leipzig", от которого, в частности, без изменений заимствована сило­вая установка, но отличался более развитыми надстройками. Крейсер "F" безусловно был самым совершенным среди своих "двоюродных братьев". Его корпус несколько удлинили, одновременно увеличив ширину. Лишние 100 т водоизмещения в значительной мере пошли именно на усиление корпуса. Улучшилось внутреннее расположение; отсеки перестали быть столь тесными и неудобными, однако при этом емкость топливных цистерн, а следовательно, и дальность, уменьшились.

Схема бронирования осталась прежней, но толщина пояса в носу уменьшена до 18 мм; кроме того, в оконечностях палуба платформы имела 10-мм бронирование, толщина лобовой плиты башен увеличена до 80 мм, а кормовой — до 32 — 35 мм. Улучшено бронирование барбетов. Состав и расположение главного калибра сохранились,

"Nurnberg" должен был стать вторым после "Карлсруэ" крейсером с укрепленным броней "Вотан" корпусом. Работы планировалось провести с 1 июля 1939 г по 1 апреля 1940 г на заводе "Блом унд фосс", но начало мировой войны положило конец этим планам. В ходе главной модернизации в феврале - августе 1942 г на корабле вместо катапульты установили две спарки 37- мм зениток SKC/30, два 20- мм "фирлинга" в армейском варианте (на крыше штурманского мостика и на кормовой башне), и увеличили число одноствольных 20-мм автоматов до пяти (1 - на рубке, 2 на мостике и 2 - на платформе позади трубы). Как и на других уцелевших легких крейсерах, программой [19] 1944 г предполагалось довести оружие ПВО до 4 40-мм орудий FlaK-28, 2 спаренных 37-мм и 8 спаренных 20-мм автоматов LM-44. Реально успели установить только две 40-мм пушки: одну вместо переднего "фирлинга" и вторую - на башенке бывшей катапульты. Вместо армейских четырехстволок появились два "фирлинга" на морских лафетах (оба в кормовой части, один заменил "армейскую" установку на крыше башни, а второй разместился на задней надстройке). Число прочих 20-мм установок довели до десяти спаренных и одной одиночной. Окончательный вариант 1945 г предполагал 8 40-мм стволов (в спарках) и 28 20-мм (2х4 и 10х2), но, как и большинство прочих работ конца войны, этот проект так и остался на бумаге.

В общем можно сказать, что последний из построенных немецких легких крейсеров практически повторял созданный 5 годами раньше "Лейпциг". Несмотря на возросшее на 1000 т водоизмещение, он сохранял основные пороки предшественника, прежде всего - недостаточную прочность корпуса. Более того, перегруженный корабль имел наихудшую из всей серии мореходность, являясь ярким примером того, как "улучшения" первоначального проекта часто приводят в конце концов к прямо противоположному результату.

Последний и самый современный из легких крейсеров, "Нюрнберг" оказался и наиболее оборудованным радиолокационными приборами. Естественно, в момент его вступления в строй сколь-нибудь пригодных для использования локаторов не было, однако весной 1941 г установка Fu Mo 21 заменила дальномер над штурманским мостиком. Перед переводом в Норвегию в 1942 г на крейсере разместили локатор Fu Mo 22, нашедший свое место на специальном кронштейне на передней надстройке над адмиральским мостиком, а освободившееся место на крыше штурманской рубке было отведено для легких зениток. К концу войны "Нюрнберг" прошел еще одну модернизацию оборудования. На нем установили радиолокатор Fu Mo 25 вместо Fu Mo 22, а на легкой задней мачте появилась антенна прибора "К", для чего мачту пришлось подкрепить двумя дополнительными "ногами", превратив ее в треногу. Помимо активных устройств, "Нюрнберг" имел пассивные обнаружители радиолокационного излучения. Их число и расположение полностью повторяло использованное на "Лейпциге"; точно также исходные детекторы типа "Суматра" впоследствии были частично заменены на более совершенные типа "Палау" с вращающейся антенной. Как и остальные германские крейсера, "Нюрнберг" оборудовался вполне современными и эффективными гидролокаторами. Его пассивная система типа GHG (Gruppenhorchgerate) состояла из 32 отдельных приемников, распределенных по всей длине борта.

Боевая история

Вошедший в строй 2 ноября 1935 г под командой капитана цур зее Шмундта новейший легкий крейсер ждала быстрая карьера. С 9 апреля следующего года только что завершивший испытания корабль стал флагманом Разведывательных сил - на нем поднял свой флаг контр-адмирал Бем. Тут же начался его первый зарубежный поход.

19 августа 1936 первый поход в Испанию. 24 1937 апреля началась "вторая серия" испанского похода, куда крейсер вновь пошел под флагом контр-адмирала Бема. Все еще не полностью боеготовый корабль по сути дела служил временным флагманом. После очередной передачи командования силами в Испании контр-адмиралу Фишелю, «Nurnberg» вернулся в Киль 19 мая. В Германии корабль ждали многочисленные маневры и упражнения.

Одно из первых боевых заданий едва не стало для «Nurnberg» последним. Подробности операции и подробное описание атаки британской подводной лодки "Сэмон" утром 13 декабря приведены в описании истории Leipzig. Британский торпедный залп, выпущенный с широким растворением, поразил не только этот крейсер, но и шедший головным «Nurnberg». Как только прозвучал взрыв попадания в Leipzig, на флагмане заметили следы двух торпед, направляющихся прямо в борт. Корабль резко отвернул вправо и лег на курс, параллельный торпедам. Пытаясь увернуться от ближайшей из них, «Nurnberg» вновь резко повернул, на этот раз влево, однако маневрирующий на большой скорости корабль еще не вышел из предыдущего поворота, и практически не отозвался на перекладку руля. В 11:27 торпеда поразила его в носовую оконечность. Нижняя часть корпуса под ватерлинией оказалась начисто оторванной, и два носовых отсека мгновенно заполнились водой. От взрыва пострадало 16 членов экипажа. Машины остались в действии, но лохмотья бывшей носовой оконечности несколько затрудняло маневрирование и снижала скорость, которую пришлось сократить до 18 узлов из соображений безопасности передних водонепроницаемых перегородок, принимавших теперь на себя весь напор воды. От удара вышло из строя оборудование управления огнем. Хотя крейсер сохранил способность передвигаться, его боевая ценность была близка к нулю. Спустя всего минуту после попадания Льютенс уже сообщил командованию группы "Запад" о происшествии, и запросил поддержки. К полудню аварийные партии локализовали затопления, и, убедившись в надежности передних переборок, командир флагмана капитан цур зее Отто Клюбер получил возможность управлять своим кораблем - весьма своевременно. Примерно в 12:14 спереди по курсу показались 2 британских бомбардировщика, которые несмотря на зенитный огонь довольно точно сбросили 4 бомбы, упавшие всего в 15-20 м от резко повернувшего влево «Nurnberg». Ударом сильно тряхнуло кормовую часть; в корпус начала поступать вода. К счастью, повреждения оказались незначительными и на состоянии корабля практически не сказались.

В 14:30 подошли вернувшиеся с постановки эсминцы. Не будучи уверенным в безопасности своих поврежденных кораблей, Льютенс приказал «Nurnberg» отходить на восток максимально возможным ходом. Флагманский крейсер эскортировал эсминец "Кюнне". Удача сопутствовала немцам: оба корабля прибыли в устье Эльбы утром 14-го декабря, благополучно избежав атак британских подводных лодок.

Хотя в отличие от практически переставшего быть полноценным крейсером Leipzig«Nurnberg» удалось довольно быстро отремонтировать (крейсер вновь вошел в строй в конце весны 1940 г), его дальнейшая боевая карьера тоже практически подошла к концу.

«Nurnberg» не смог принять участие в захвате Дании и Норвегии (Операция "Везерюбунг"). Короткое время с июня по июль он базировался в норвежских водах, но активных выходов не совершал.

С началом войны против СССР действия сосредоточенных в Балтийском море сил, активизировались. В сентябре они пытались блокировать Финский залив от казавшегося возможным выхода советских надводных сил, причем «Nurnberg» вместе с Kolnвходили в состав северной группы, предназначенной непосредственно для боя с силами прорыва.

11 ноября 1942 г (после ремонта) «Nurnberg» отправился в Норвегию. 2 декабря он прибыл в Нарвик - очень не вовремя. Вскоре произошел злосчастный "новогодний бой", после которого немецкий надводный флот окончательно стал угрозой только потенциальной. Самый современный из легких крейсеров Германии ни разу не вышел в боевой поход в течение полугода. Вынужденное безделье в маленьких северных портах сильно сказалось на боевом духе команды, и возвращение в Киль 3 мая 1943 г было воспринято как избавление. Не сделавший ни одного выстрела по противнику, «Nurnberg» тем не менее требовал профилактического ремонта, который был осуществлен на верфи ВМФ в Вильгельмсхафене. К концу года крейсер вновь приступил к учебной службе на Балтике. Там же он провел практически весь следующий, 1944 г, не участвуя ни в чем, кроме небольших тренировочных выходов вдоль побережья. Несомненно, его судьба оказалась бы подобной судьбе оставшихся на Балтийском море германских кораблей, если бы не последовавший в конце декабря приказ сменить Emdenв качестве минного заградителя для обороны Датских проливов. 3 января 1945 г «Nurnberg» покинул Свинемюнде и через 4 дня прибыл в Осло. Здесь его наконец-таки ждала активная служба. На крейсере поднял флаг контр-адмирал Крейш, и корабль совершил несколько выходов для постановки мин. Однако быстро выяснилось, что его боеспособность осталась исключительно низкой, поскольку основу экипажа составляли постоянно меняющиеся ученики морских школ. Поступил приказ как можно скорее довести крейсер "до кондиции" и вновь направить в Балтийское море. 27 января он прибыл в столицу Дании. Однако к непрекращающейся нехватке личного состава прибавился недостаток топлива, и «Nurnberg» простоял до конца войны в Копенгагене, практически не выходя из порта.

Это спасло новейший легкий крейсер Германии: столица Дании не подвергалась ожесточенным воздушным налетам, погубившим крупные боевые корабли, оставшиеся в германских портах. Теперь его ждал плен.

После общей капитуляции к борту «Nurnberg» отшвартовался английский крейсер ПВО "Дидо", офицеры которого изъяли большинство технической и служебной документации. 22 мая командование британских ВМФ в Копенгагене приказало поднять флаг, свидетельствующий о сдаче, хотя немецкая команда осталась на борту. Опасаясь, что немецкие корабли могут повторить удавшийся в первую мировую войну в Скапа-флоу"трюк" с самозатоплением, англичане решили увести лучшие из них под более сильную охрану в Германию. 24 мая «Nurnberg» и тяжелый крейсер Prinz Eugenпод конвоем британского тяжелого крейсера "Девоншир", крейсера ПВО "Дидо" и двух эсминцев отправились в Вильгельмсхафен. Там и решилась окончательная судьба "Нюрнберга". В соответствии с разделом остатков германского флота наиболее крупный из находившихся наплаву боевых кораблей противника, которые было разрешено оставить на службе, достался Советскому Союзу. Англичане решили "от греха подальше" поставить его в сухой док, опасаясь актов саботажа.

Процедура распределения трофеев была обставлена как настоящая боевая операция. Поскольку практически все германские порты находились в зоне оккупации Британии, ответственность за передачу немецких кораблей союзникам, названную операцией "Сильвер", несли англичане, подошедшие к ней крайне серьезно. В сентябре был составлен план технической подготовки судов к переходу, а 4 декабря последовал приказ под грифом "Строго секретно", регламентирующий процедуру перехода "русской" части германского флота под контроль советских моряков. Хотя на «Nurnberg» по- прежнему оставалось свыше 200 немецких моряков, там уже находились британские караулы, которым был отдано указание в случае необходимости открывать огонь, причем в приказе адмирала Бэрроу говорилось, что "если начнете стрелять, то стреляйте на поражение!". Появление советского экипажа англичане провели хитрым образом. За 4 дня до Рождества 1945 г немецкую команду посадили на грузовики и на двое суток вывезли из Вильгельмсхафена. По завершении "прогулки" на трапе их уже встретили советские моряки. Последний германский командир, капитан цур зее Гисслер, получил две письменные гарантии - от британцев и от советского командования, о том, что после доставки крейсера в СССР все люди будут возвращены в Германию "если будет установлено, что не совершено ни единого акта диверсии". 1 января 1946 г состоялась передача крейсера, а 2 января «Nurnberg», на котором поднял флаг вице-адмирал Ралль, в сопровождении радиоуправляемого корабля-цели "Гессен", его миноносца управления "Блиц", эсминца "Z-15" и миноносцев "Т-33" и "Т-107", взял курс на Лиепаю. Отряд сопровождали британские эскортные корабли "Хэмблдон" и "Холдернесс", а на борту «Nurnberg» продолжал оставаться английский караул.

5 января отряд подошел к Либаве. По воспоминаниям немецких участников перехода, Ралль отдал приказ бросить якорь на внешнем рейде, несмотря на сильное волнение. Якорная цепь оборвалась, и крейсер оказался рядом с непротраленным минным заграждением в наступающих сумерках. Немецкий историк К.Беккер утверждает, что Гисслер и германская команда чуть ли не спасли «Nurnberg», всю ночь управляясь по радару, показаниям которого не доверяли советские моряки. Наутро подошел буксир, но из-за продолжавшегося волнения буксирные концы все время рвались. Тогда якобы Гисслер самостоятельно провел крейсер через узкий проход, удостоившись от адмирала комплимента: "С этим маневром не справился бы ни один русский офицер". Советские источники этой истории не подтверждают. Во всяком случае, никаких претензий к германской команде не имелось, и она вскоре отправилась на родину на плавбазе "Отто Вюнше".
 

Так закончилась служба последнего германского легкого крейсера в немецком ВМФ. По прибытии в Советский Союз относительно новый корабль, находившийся в неплохом техническом состоянии, был введен в состав действующих сил. 13 февраля 1946 г он получил название "Адмирал Макаров" и с 15 февраля был включен в состав Северо-Балтийского (8-го) флота. Некоторое время бывший германец даже нес флаг командующего этим флотом, вице-адмирала В.Ф.Зозули. 7 ноября 1947 г он вместе с другими морскими трофеями принял участие в традиционном параде на Неве.

Стратегия использования германских флотских трофеев в советском флоте предусматривала минимальные работы и полноценное применение кораблей до исчерпания ресурсов энергетической установки, после чего предполагалось ставить их на прикол или сдавать на слом. В 1948-1950 гг была осуществлена соответствующая модернизация «Nurnberg», в ходе которой вся легкую зенитную артиллерию и торпедные аппараты заменили на советские образцы. Замене подверглось также радиолокационное оборудование; чтобы разместить антенны вновь устанавливаемых РЛС, пришлось усилить заднюю мачту, замененную треногой. Модернизированный крейсер совершил еще несколько учебных походов, но вместе с выработкой срока службы котлов и турбин подходила к концу и его активная служба. Выведенный из состава боевого флота и переклассифицированный в учебное судно 21 февраля 1957 г, он пробыл в этом качестве еще 2 года, после чего в феврале 1959 г был окончательно исключен из состава ВМФ и списан для разборки. 13 марта 1957 г с "Макарова" сняли экипаж, а позже вместо разборочных работ перевели в Кронштадт в качестве плавучей казармы. С бывшего «Nurnberg» начали постепенно снимать вооружение и оборудование. Процесс затянулся на несколько лет, и только весной 1960 г он был сдан на слом. Место окончательного "успокоения" последнего крейсера Кригсмарине не вполне ясно: наиболее достоверной представляется версия о том, что его "ободранный" в Ленинграде корпус перевели в Калининград, где окончательно разобрали в 1967-1968 гг.

Категория: История флота Германии | Добавил: Dima_dog (03.02.2008)
Просмотров: 3099 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz