Kriegsmarine Пятница, 03.05.2024, 08:01
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Matrose | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История флота Германии [22]
Статьи посвещенные истории флота, и описанию отдельных караблей.
Navy Field [7]
Материалы по игре Navy Field, Тактика, стратегия, описания.

Наш опрос
Я играю в Navy Field и пью -
1. Пиво
2. Чай
3. Не пью совсем
4. Газировку
5. Сок
6. Более крепкие напитки
Всего ответов: 232

Главная » Статьи » История флота Германии

Легенды суровых глубин. Подплав Kriegsmarine 1939-1945
«Единственное, что всерьез беспокоило меня во время войны – действия немецких подводных лодок»…
У.Черчилль

Гюнтер Прин, (Gunter Prien) командир –U-47 потопивший Роял Оук, кавалер рыцарского креста с дубовыми листьями, был для подводного флота Германии тем же чем Чкалов для авиации в СССР. То есть он не просто был результативным подводником (в один из походов он потопил 66 000 регистровых брутто тонн), он деятельно участвовал в создании флота, в подборе людей в их обучении и был одним из наиболее ценимых лично Дёницем специалистов Понятное дело «левому» человеку акцию в Скапа–Флоу не поручили бы. Надо сказать, что Скапа-Флоу это не просто якорная стоянка британского флота, это место горечи и позора флота немецкого. Здесь флот в 1918 пришлось затопить. Сюда рвались командиры U-boot`ов агонизирующего кайзеровского флота в первую войну, но, увы, нашли только свою могилу в этих неприветливых водах. Так что помимо собственно потопления линкора это был еще и пропагандистский реванш.
Командиром Прин был, скажем так, «тяжелым». Гонял команду по-страшному. Но и результат был. И этот результат превысил 220 тыс. тонн английского торгового флота. Популярность Прина была невероятна. Не было по всей стране ни одной школы, ни одной ячейки гитлерюгенда где бы не висел его портрет. Пока однажды в марте 1941 года что-то не случилось. Что? – Сейчас никто толком не знает. U-47 атаковала конвой и исчезла из эфира. Англичане доложили о потоплении каокй-то лодки в этом районе. Все считали, что именно Прина. Интернет пухнет от историй про то как «лодка Прина приближалась к конвою прикрываясь пеленой дождя, вдруг он предательски кончился…» и дальше история о потоплении U-47 английским эсминцем «Росомаха» после войны подняли архивы и выяснили, что англичане сражались с совсем другой лодкой U-2 A.
Элвис Пресли был далеко не первым кумиром в смерть которого не верили. Первым был Прин. Народная молва придумывала самые невероятные истории, что Прин на самом деле спасся, что на самом деле (но это очень большой секрет – тсссс! - команда лодки подняла восстание против Гитлера (!) оно было подавлено (!) а всю команду вместе с Прином отправили на Восточный фронт. Истории это все по большей части дикие и нелепые. Я лично не представляю как столь убежденный нацист, что называется без страха и упрека, поднял руку на фюрера. Да и почести ему оказали вполне соответствующие его заслугам, так что в бредни не верится. Сомнительно, чтобы лодка была поражена собственной торпедой. Не было тогда еще акустических торпед, они появились спустя почти 3 года. Прин оставил воспоминания «Мой путь в Скапа-Флоу» в переводе у нас известные (а переводили с американского издания) как «Командир подлодки». Очень похоже на «Как закалялась сталь». Островского. Даже свою «узкоколейку» Прин успел построить, только в немецком варианте это не узкоколейка, а система осушительных сельскохозяйственных каналов. Книжка интересная. Из нее например мы узнаем, что в 28 году доллар стоил 42 миллиона марок…
Следующим по значению для немецкого подводного флота был без сомнения Отто Кречмер (Otto Kretchmer) Этот был полной противоположностью. Нарочито аполитичный, угрюмый и можно даже сказать «нелюдимый» тип. Ненавидел репортеров обступавших его плотным кольцом сразу же как только он ступал на берег. Всеми правдами и неправдами стремился уйти от популярности. Он не писал мемуаров, не участвовал в радиопередачах и прочих акциях организованных ведомством Геббельса. Тем не менее, марш подводников носит неофициальное название «Марш Кречмера» и в море равных ему не было. Он совершенствовал тактику ведения подводной войны, явился автором идеи прорыва за оцепление конвоя. Уклоняясь от встречи с эсминцами, проникал внутрь и выпускал торпеды. Одна торпеда - одна цель! В том же роковом марте 1941 англичанам невероятно повезло. Во время одной из таких атак лодка Кречмера U-96 была сильно повреждена и вынуждена всплыть. Кречмер попал в плен. Но не сложил оружия. В плену он продолжал сражаться. Он явился вдохновителем и организатором нескольких успешных побегов немецких военнослужащих, переправленных потом в Рейх, вел анализ доступных ему открытых источников и сообщал Дёницу под видом частной переписки ценнейшие сведения. Так однажды, вычитав в газете, что некая американская фирма поставляет двигатель для авианосца ему удалось вычислить КУДА ИМЕННО она его поставляет и когда этот авианосец будет спущен на воду. Сведения по заранее установленному коду (а подводник всегда морально готов оказаться в плену) он отправлял в письмах родным, те (по имевшейся строгой договоренности) немедленно несли их в штаб Дёница. Где их расшифровывали. И принимали меры. Меры по авианосцу были приняты безотлагательно и волки Дёница подкараулили его чуть ли не в день спуска на воду. Много было и других ярких эпизодов в жизни этого человека. Восстание в лагере для военнопленных в Канаде, (было и такое), предательство друзей, козни врагов, в конце концов, вернувшись после своей «одиссеи» в Германию, Кречмер снова оказался на флоте и дослужился до адмирала. Последняя его должность была - командующий амфибийными войсками НАТО в Европе. В 1971 году вышел в отставку. Погиб в 1998 году в автомобильной катастрофе в Баварии.
Иоахим Шепке (Joahem Schepke), об этом человеке мы знаем очень и очень мало. Он был третьим после Прина и Кречмера «королем тоннажа». Если Кречмер каждое свое потопление сопровождал скрупулезнейшей цепочкой доказательств, подбирал спасательные круги, сравнивал силуэты, обязательно сообщал название и тоннаж корабля, у Шепке все было наоборот. Он топил абстрактные корабли противника, мог, как считали сослуживцы, и слегка приврать. Но сам Кречмер говорил «Если он даже половину потопил того, что сообщает – это уже подвиг!». А этот парень слов на ветер не бросал. Известно, что Шепке был талантливым художником и написал книгу «Подводник сегодня», проиллюстрированную собственными рисунками. Она была издана в Германии, но сейчас ее следы найти очень трудно по понятным причинам. Насколько мне известно на русском языке ее тем более нет. Его лодка носившая на своей рубке номер «100» погибла в том же марте 41. Случилось это в ту же ночь, что и пленение Кречмера. U-100, поврежденная глубинными бомбами вынуждена была всплывать и готовиться к надводному сражению. Обычно это верная смерть. Одно единственное жалкое 88-миллиметровое орудие лодки, ну, хорошо, + еще зенитный автомат, находящиеся заведомо ниже орудий эсминца и потому менее дальнобойные. Это практически 100% гибель. Однако были случаи (один задокументирован с архивной точностью) когда из этого орудия удавалось потопить врага. Сразу оговорюсь, это не случай Шепке. Скоротечный надводный бой закончился тараном и потоплением U-100. Сам Шепке погиб оказавшись зажатым между ограждением рубки и шахтой перископа. Удар форштевня эсминца «Вэйнок» пришелся ровно на мостик. Из экипажа спаслось 6 человек.
История немецкого подводного флота изобилует трагическими, и, можно даже сказать, мистическими историями. И пример тому другой великий, без преувеличения, подводник – Вольфганг Лют. (Volfgang Luet согласно современным правилам немецкого языке «U» с умляутом предается как UE и читается как «Ю»)командир U-181, кавалер железного креста с мечами и бриллиантами. Уроженец Риги. (В 1913 году это была, как известно, территория Российской Империи). Он сумел отметиться практически на всех театрах военных действий. Совершил множество походов и потопил около 200 тыс. тонн английского и американского железа. Он презирал смерть, и казалось, она боится его. Он воспитал целое поколение новых асов подводной войны. Среди его учеников и Эрих Топп, начавший свою карьеру с памятной операции "Удар литавров" (избиение немецкими подлодками американского флота у Американских же берегов) Пожалуй, не было в подводном флоте другого офицера столь преданного лично Дёницу. И Лют оставался рядом с командиром в последние самые трудные дни войны. И еще более трудные первые дни мира. Но и тут как говорится от судьбы не убежишь. Пройдя 6 лет войны, совершив полтора десятка походов, и проведя в море в общей сложности чуть ли не год (!) этот человек пал жертвой нелепой случайности. Возвращаясь в расположение части в Мюрвике в июне 45 он по ошибке назвал часовому не тот пароль Устав в немецкой армии штука категорическая, если написано стрелять на поражение, значить стрелять. И не дай бог промахнешься. Часовой был хорошим солдатом. Другие не могли охранять Мюрвик (в те дни резиденцию правительства Германии) И он не промахнулся…

Вообще подводный флот Германии это целая планета, мало исследованная российскими энтузиастами. Да и немецкими не особо. Мы знаем о нем все и не знаем ничего. Вот хотя бы, чего далеко за примером ходить, Хельмут Ройтер – командир U-2413. О нем вообще почти не знают, а личность своеобразная. Например, он в мае 1945 совершил несусветный для немца поступок – отказался подчиниться приказу о капитуляции. Возможно, сыграло роль его годичное пребывание у японских союзников и невольное следование обычаям самураев. Кстати, японцы по итогам этого пребывания наградили его «Орденом восходящего солнца» 4-й степени (это высокая степень, всего их 8). За что - неизвестно, но, видимо, было за что. Японцы редко оценивают вклад иностранца. Впрочем, мотивировал свой отказ Ройтер очень по-немецки. Кейтель не морской начальник, стало быть приказы ему отдавать не может. Фриненбург - да, но во-первых он не ответил на личный позывной, ( потому что 9 мая застрелился), а во-вторых лодка находилась формально под юрисдикцией СС то есть лично Гиммлера. Кому- кому, а Гиммлеру в те дни было точно не до того, чтобы думать про какую-то подлодку затерянную в глубинах мирового океана, которая лишь формально относилась к морским частям СС. (была такая игрушка у Гиммлера, но не дело не пошло как-то, и заглохло). А лодка осталась. Причем это была новейшая U XXI серии. Ни в один порт лодка так и не пришла. Никто из союзников не рапортовал о ее потоплении. Последний раз она выходила на связь 12 мая из Южной Атлантики. Спустя некоторое время, когда большинство лодок проследовало в надводном положении в английские и американские порты, при странных обстоятельствах в Южной Атлантике был потоплен бразильский пароход «Бахия». Ответственность за это пытались возложить на как раз подвернувшегося под руку Гейеца Шаффера (U 977) – единственного кто был в это время поблизости от этого места. но у того все торпеды были в комплекте и обвинение сняли. Шафферу, в частности, приписывают переправку Гитлера в Южную Америку, И сам Гейнц Шаффер – тоже персонаж весьма любопытный. И сдался он тоже не сразу. Был интернирован вместе с командой лишь в июле(!!) 1945 года в Аргентине. Он считается первым подводником совершившим длительную автономку (без всплытий, под шноркелем). Он написал мемуары, в которых полностью отрицает свое отношение к переправке Гитлера и так яростно, что невольно удивляешься – А зачем тогда вообще было накручивать на винты субмарины добрых 10 тыс. миль? Гонять ее проржняком? При этом предусмотрительно отпустив всех семейных моряков на берег (так делали когда группа шла на спецоперацию – семейных не брали. Жалели родственников). Как пишет Шаффер – «Я хотел подарить эту лодку аргентинскому правительству» (!) Ну кого-то, может, и устроило такое объяснение. Кстати подарок уничтожили буквально через год. Вывели на глубокую воду и торпедировали (американцы). Да и ценность этого «подарка» была весьма сомнительная. Как настолько сильно поврежденный агрегат мог достичь Аргентиты – неизвестно никому. Вообще активность лодок в Южной Атлантике летом 1945 года и скорее «последствия» этой активности не могут не удивлять. В 1947 году у берегов Аргентины найдены несколько затопленных лодок 7-й серии. Номера у них отсутствовали. Как пропавшие или потопленные в этом районе немецкие лодки не числились. (Архивы были уже в руках союзников). При этом все навигационное и имеющее ценность военное оборудование с них было аккуратно демонтировано…

Категория: История флота Германии | Добавил: Reuter (27.02.2008) | Автор: Helmut Reuter
Просмотров: 7530 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz